Национальный парк – образовательная площадка для педагогов или лесная сказка для взрослых

Национальный парк – образовательная площадка для педагогов или лесная сказка для взрослых

9-10 сентября сотрудники кафедры естественнонаучного и математического образования ПИППКРО провели внеплановый семинар для учителей естественнонаучного профиля Красноармейского района по теме «Региональный компонент эколого-биологического образования в условиях освоения стандартов нового поколения». Участники семинара получили уникальную возможность пройти обучение на территории недавно созданного Национального парка «Удэгейская легенда». Семинар проводился по инициативе сотрудников парка (директор – Б. И. Литвинов, инициатор – Е.В. Голобокова, заместитель директора по экопросвещению и туризму), при финансовой поддержке и с участием сотрудников Фонда «Феникс». В работе семинара приняли учителя биологии, химии, географии, начальных классов, педагоги дополнительного образования.

 Семинар прошел очень насыщенно. В рамках первой части семинара, на базе МОУ СОШ № 11 с. Рощино, Александр Врищ (методист ПИППКРО, сотрудник Фонда «Феникс») познакомил слушателей с положением о Региональном компоненте эколого-биологического образования Приморского края. Затем каждый из педагогов смог познакомиться с содержанием и структурой учебно-методического пособия «Тигр амурский и биоразнообразие уссурийской тайги» (сост. Врищ А.Э). Особенно интересной для педагогов оказалась работа на компьютере с электронным приложением к пособию, в котором собрано множество полезных для педагогов материалов – научные публикации, информация об особо охраняемых территориях Дальневосточного региона, учебный интегрированный материал по естественнонаучным дисциплинам, презентации, сценарии праздников, акций, учебные видеофрагменты и фильмы, игры, мультфильмы и многое другое.

 Остальные события семинара проводились на базе Национального парка «Удэгейская легенда», куда участники семинара добирались на нескольких автомобилях, затем на примитивном пароме через Большую Уссурку, по лесным дорогам. По пути в Парк слушатели смогли пройти по нескольким уникальным экскурсионным маршрутам: «Лаулинский прижим» (историко-краеведческая) и «Ковалевская тисовая роща», кроме того, сотрудники парка организовали короткую экскурсию на лодках по маршруту рыбной инспекции. Несмотря на тяжелые подьемы, крутые спуски, интерес слушателей не терялся: кого оставят равнодушными отдельные детали истории края, фрагменты древних поселений, неповторимый пейзаж, разные виды ландшафтов, краски и звуки леса, перекаты широкой реки. Специалист НП (национального парка) по туризму Соколова Оксана завораживала не только своими знаниями и методикой, но и неподдельной любовью к родному краю.

 Лишь поздним вечером группа педагогов прибыла на территорию НП, разместилась в отдельных деревянных домиках на берегу горной речушки. Вечер был насыщенным: уха, жаренная рыба, ароматный чай и доброжелательность сотрудников парка! День закончился лесной банькой с парилкой! В ароматах деревянного домика с печью ночь пролетела незаметно. В окно заглядывали бесчисленные звезды, доносилось бормотание речки.  Второй день был не менее интенсивным: завтрак, психологическая разминка, физминутка и за работу! Короткие, но насыщенные модули: «Школьное естествознание на современном этапе», «Научно-исследовательская деятельность школьников», «Методика проведения экскурсий», «Новые УМК. Госстандарты», обзор деятельности НП в области экологического воспитания и природоохранной деятельности. В завершении – опыт педагогов района, обсуждение актуальных проблем. Напоследок сотрудники НП организовали короткую экскурсию по инспекторскому маршруту по горной речке и выделили ровно СЕМЬ минут для посещения с. Дерсу, где живут староверы из Уругвая. И вновь в дорогу, чтобы не опоздать на автобус, а затем на ночной поезд во Владивосток.

 Нужны ли такие семинары? В организации подобных мероприятий есть и риски и преимущества: географические – вдали от цивилизации, в самом сердце Национального парка; экономические – затраты на дорогу слушателей и ведущих семинара; эстетические – только в непосредственной близости с природой можно понять неразрывные связи с ней; экологические – напрямую ощутить суть природоохранных проблем; предметно-методические – реанимировать биологические знания, обогатиться новыми техниками и приемами; психологические – увидеть множество ключиков тонкого возделывания человеческой души.  Кроме того, такие события позволяют связать школьное образование с реальной жизнью, ощутить величие родного края, понять значимость экологической работы со школьниками, познакомиться с интересными методиками, современными УМК и пособиями, сравнить свой опыт с опытом коллег, наметить новые планы.

На прощание природа Красноармейского района подарила необыкновенной красоты закат, туманные россыпи над небольшими речушками и озерами, которые то и дело мелькали за окном авто, вечернюю прохладу с легким туманом…В памяти всплывали лица учителей, сотрудников Парка, водителей, совместные усилия которых направлены на формирование у детей и взрослого населения ценностного и заботливого отношения к природе своей малой родины.

Впечатления от поездки….

***
Солнца мандарин купается в сиреневом закате…
Летать хочется!

***

Сколько неба и солнца,
Столько в сердце любви.

***
На запад еду.
На закат садящегося за горы Солнца.
В сердце радость и покой.

***
Ночь прошла в домике у озера,
ладана запах и дерева.
ЕЩЕ КТО-ТО С Богом в душе.


© ПИППКРО,
http://www.pippkro.ru/1144/natsionalnyi-park-obrazovatelnaya-ploshchadka-dlya-pedagogov-ili

Меделян Елена Викторовна, руководитель семинара

Фото: Меделян Е.В., Врищ А.Э., Голобоковой Е.В.