Главная Широкая масленица в русских традициях

Широкая масленица в русских традициях

 Что знают наши дети о Масленице – древнем славянском празднике с многочисленными обычаями, через века дошедшего до наших дней? Знают то, что видят сами - шумные веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы и символичное сжиганием чучела Масленицы. Для них это праздник, символом которого являются блины, их едят в большом количестве с разными начинками и  желательно на улице. Но мало кто из них знает, что этот праздник преддверие Великого Поста, а на каждый день сырной недели существовали определенные обряды.


Мы попытались попробовать окунуть активистов нашего отряда РоЭпик в  атмосферу блинного праздника за неделю до его кульминации. И применили любимую форму работы с детьми, на которую они соглашаются с огромным удовольствием – фотосессию в русских костюмах и  максимально приближенных к исконно русскому стилю декорациях. Здесь нужно сделать отступление от основного действа и прояснить следующее. Идею воссоздать картину этой русской традиции с помощью детей от 6 до 16 лет с восторгом поддержали родители и приняли в организации съемок самое активное участие. Для того, чтобы зритель, посетивший запланированную выставку, поверил увиденному и не заметил подвоха и несоответствия заявленному заголовку «Широкая масленица в русских традициях», всем пришлось потрудиться.
Раритеты для съемок собирали по «всему свету». В итоге для взаправдашнего интерьера конца 19 начала 20 века мы имели огромный медный дровяной самовар, кованые утюги, крынки, самотканые рушники, вышивку, платки, кружева, берестяные пояса, лукошки и даже самотканую льняную женскую сорочку с ручной вышивкой, которой даже при самом скромном подсчете около 150 лет! Все эти вещи сохранились благодаря энтузиастам, которые ценят и умеют хранить память об истории своей малой родины, культуре своих предков. Часть экспонатов мы взяли в библиотеке с. Рощино, в которой когда-то был музей,  а теперь после многочисленных сокращений и упрощений только угол,  в котором  сохранилась малая толика от музея. Другую часть принесли участники съемки, позаимствовав на время у знакомых и друзей. Были еще непременные обязательные съедобные атрибуты Масленицы – кружевные блины, густая сметана, янтарный мед, румяные яблоки и хрустящие бублики.


Фотосъемки проводились в здании музыкальной школы с. Рощино – в выходной день нам предоставили помещение для творчества. Нужно сказать, что артисты не подвели. Не капризничали и не отказывались ни от какой идеи. С готовностью переодевались и терпели дополнительные экзекуции для полного идейного образа. Младшая возрастная группа нисколько не уступала старшим ни по артистизму, ни по тонкости восприятия. Даже в чем-то даже превосходила (они еще умеют слушать старших). С их участием удавались умилительные сцены посиделок за самоваром и вдохновлённого поедания блинно-сметанной вкуснятины. Старшие были сдержаннее, но выкладывались на все сто. Это только кажется, что позировать перед фотообъективом легко и просто: застыл неподвижно и все готово. На самом деле от модели требуются эмоции не меньше, чем от артиста на спектакле. Изобразить вдруг по просьбе любовь, восторг, ярость, умиление, веселье или другое чувство очень непросто. Когда еще вокруг сгрудилась съемочная группа и остальные участники процесса. Раскрепоститься, отстраниться и погрузиться в определенное состояние неопытному человеку сложно. Но наши артисты нас убедили, мы им поверили.  Фотограф в поисках удачного ракурса лежал на полу, стоял на стуле, снимал сквозь блины и предметы. Кроме застольных съемок были и «уличные» в «павильоне».

               

 Место действия – девичья светелка, казачий курень, деревенский сеновал. Участники действа в ролях представителей русского казачества (среди них были и настоящие казаки), крестьянских детей, купеческих дочерей. Замысел режиссера – девичьи посиделки и разговоры у самовара, маленькие хозяюшки с блинами, прощальное свидание казака с возлюбленной, которые неожиданно оказались удивительно похожи на героев романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» Григория и Аксинью.


Для съемочной группы неожиданностью стал… сеновал. Пока мы обустраивали светелку в соседнем помещении мамы-активистки Юлия Климова и Татьяна Дудина соорудили в концертном зале самый настоящий сеновал. Никакой бутафории: настоящий тюк сена, настоящие яйца в лукошке, седло со стременами, папахи, кнуты и шашки, а главное настоящий блеск в глазах и искренние улыбки артистов. В роли себя (собаки) за похвалу с радостью поработала в кадре артистка по кличке Альфа – умнейшее четвероногое существо, которую тоже не пришлось просить дважды. Экспромтом родилась сцена «неожиданная находка» яиц в лукошке и « шуточные прятки» самовара в сене.


Пока мы работали со старшими ребятами в другом «павильоне», неожиданно закончился съедобный реквизит. На вопрос где же бублики, сметана, блины и яблоки, малыши хитро пожимали плечами и довольно переглядывались.


Как легко повести за собой  подрастающую молодежь! Как они отзывчивы, пластичны, умны, эмоциональны! И главное для них – это поддержка взрослых, правильные и твердые ориентиры, надежное плечо, мудрый и своевременный совет, не отсутствовать присутствуя рядом с ними, и тогда нам не придется разочарованно говорить «мы так на вас рассчитывали, а вы….».

Спасибо родителям наших активистов - Юлии Климовой, Татьяне Дудиной, Любови Бочкаревой, Ирине Смородиной, Анастасии Кусаль  за достойное воспитание своих чад, за неравнодушие и юность души. 

     В кадре работали Анастасия Троян, Маргарита Бец, Евдокия, Христина и Павел Ломовцевы, Елизавета Кусаль, Настя  и Юля Бочкаревы, Матвей и Тимофей Климовы, Егор Смородин. 

P.S.  Открытие выставки состоялось в канун народного гуляния по поводу прощания с зимой в фойе школы. На наш взгляд, донести основную задуманную идею до зрителя нам удалось.  Ведь мы живы в своих традициях, в своей культуре и истории и по праву гордимся этим.  

                                                                                             Сотрудники отдела экопросвещения